Заказные поминовения
Патриаршее Подворье Храма Всех Святых на Кулишках, г. Москвы, Славянская площадь, д. 2. ИНН 7709068770.
+7 (495) 623-75-66 hramkulishki@yandex.ru
Храм открыт ежедневно с 8.00 до 20.00 (в воскресенье с 8.00 до 18.00)
24.04.2023

Воскресная пастырская беседа: «Богословское истолкование Недели Антипасхи»

Воскресная пастырская беседа: «Богословское истолкование Недели Антипасхи»

В воскресенье, 23 апреля 2023 года, в Духовно-просветительском центре нашего храма состоялась воскресная пастырская беседа на тему: «Богословское истолкование Недели Антипасхи».

Провел беседу протоиерей Вячеслав Синельников.

Встреча была посвящена обсуждению богословского истолкования праздника. Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо. Греческая приставка «анти» обозначает «вместо» или «напротив». То есть неделя напротив или после Светлого Воскресения Христова. Также здесь уместно значение «вместо». Потому что в этот день, завершающий Светлую седмицу, после Литургии которого закрываются Царские врата, а с вечера уже возобновляется чтение Псалтири, мы снова с полной силой вспоминаем Светлое Христово Воскресенье и будто бы вновь погружаемся в атмосферу пасхальной ночи. Поэтому Антипасха – это вместо Пасхи или вторая Пасха.

Отец Вячеслав в ходе беседы раскрыл богословский смысл учения отцов Православной Церкви о том, что Антипасха называется еще Фоминой Неделей. Это связано с конкретным историческим событием, произошедшим на восьмой день после Светлого Христова Воскресения. Святой апостол Фома отсутствовал во время первого явления по Своем воскресении Спасителя ученикам. Когда он пришел, то другие апостолы бросились делиться с ним этой радостью. Но он им не поверил, мотивируя свое неверие следующими словами: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). Спустя восемь дней, как повествует о том Евангелие от Иоанна (конец 20-й главы), опять ученики Христовы находились в доме, святой апостол Фома пребывал с ними. Как и в первый раз, Христос явился им при закрытых дверях и сказал: «Мир вам!» После благословения Своего Христос сказал Фоме: «Принеси перст твой семо, и виждь руце Мои: и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен» (Ин. 20:26–27). Святой апостол Фома в трепетном сердечном горении веры восклицает: «Господь мой и Бог мой!» (28-й стих). Христос же говорит ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (29-й стих). Эти слова Спасителя обращены ко всем нам. На веки вечные через это осязательное удостоверение Фомы Христос утвердил нас в догмате, что Он воскрес именно телесно, в том числе и с ранами от гвоздей.