Заказные поминовения
Патриаршее Подворье Храма Всех Святых на Кулишках, г. Москвы, Славянская площадь, д. 2. ИНН 7709068770.
+7 (495) 623-75-66 hramkulishki@yandex.ru
Храм открыт ежедневно с 8.00 до 20.00 (в воскресенье с 8.00 до 18.00)

О храме

История храма

Храм Всех святых, что на Кулишках, был воздвигнут в княжение Великого князя Московского Дмитрия Ивановича, поименованного Донским, в память о победе на Куликовом поле над татаро-монгольским воинством под предводительством Мамая.

Перед Куликовской битвой князь обратился за благословением к Троице, к преподобному Сергию Радонежскому на великую брань с грозным врагом.

Святой старец сказал Димитрию: «…Бог тебе да будет помощником, победишь врага, над государством твоим довлеющего… Ждет его погибель, а тебя слава от Господа». Димитрий опустился на колени, и преподобный Сергий осенил его крестом. Помощниками князю преподобный дал двух монахов-схимников — Александра, прозываемого Пересвет, и Андрея, по прозвищу Ослябя, и повелел им готовиться, а вместо тленного щита и шлема возложил преподобный Сергий на них схиму.

«Настал месяца сентября 8-й день — великий праздник Рождества Богородицы. Было туманное утро. Укрепив полки, снова вернулся под свое знамя Великий князь. И вот полки двинулись вперед. Передовой полк ведет князь Димитрий Всеволодович да брат его, князь Владимир Всеволодович. А с правой руки полк ведет Николай Васильевич с коломенцами, а с левой руки полк ведет Тимофей Валуевич с костромичами. Многие полки ордынцев бредут со всех сторон, от множества войска нет им места. Мамай, выехав на высокое место с тремя приближенными, наблюдает начало кровопролития.

Уже близко друг к другу подходят сильные полки, и тогда выехал злой печенег, перед всеми доблестью похваляясь. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и выступил из рядов и сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться.» И был на голове его куколь, вооружен он схимою по повелению игумена Сергия. Бросился на печенега, сказав: “Игумен Сергий, помоги мне молитвою!” И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней, и скончались.

И сошлись грозно обе силы великие, твердо сражаясь, жестоко друг друга уничтожая, и не только от оружия, но и от большой тесноты, под конскими копытами испускали дух, ибо невозможно было вместиться на том поле Куликове: было то поле тесное между Доном и Мечею…»

Закончилась битва. Мамай с остатками войска обратился в бегство. Повсюду высились горы убитых. К великокняжескому знамени подтягивались те, кто остался в живых. Когда же все собрались, увидели, что Великого князя Московского Димитрия Иоанновича нет среди них. Его отыскали лежащим без памяти под срубленным деревом. Вокруг высилась груда тел. Доспехи на нем были все изрублены. Князя привели в чувство, сообщили о победе. Стал осматривать он Куликово поле. Страшное зрелище открылось перед Великим князем. Глубоко опечаленный, то и дело останавливал он коня возле павших «другов и братьев». Сам считал число убитых и, прощаясь с ними, сказал:

«Здесь суждено вам пасть, меж Доном и Днепром, на поле Куликовом, на речке Непрядве. Здесь сложили вы головы… за Землю Русскую… Вечная вам память и слава!»

Остался князь Великий за Доном «на костях» еще на восемь дней. Тела христиан в землю погребал. Особо знатных воинов отвезли в их уделы и удельные столицы.

После последних погребений на Куликовом поле князь и войско русское, перейдя через Дон, направились домой. Вернулись в Москву на великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы. «Митрополит Киприан со всем священным собором встретил Великого князя в Андрониковом монастыре. И возжелал Димитрий слушать литургию и молился Богу за дарованную победу перед иконой Спаса Нерукотворенного. Вышел князь Димитрий с братией своей из монастыря… И встретила князя жена с двумя сыновьями во Фроловых воротах».

По всему пути народ встречал полки Великого князя Димитрия с ликованием. Праздник стоял на Руси: одолели наши проклятых ордынцев! Слава Московскому князю Димитрию Иоанновичу! Слава героям-воинам! Гудели колокола, торжествовали русские люди! Великий князь «сотворил по победе пиршество». Соратников своих одарил «каждого по силе и по достоинству». С тех пор и прозвали князя Димитрия Иоанновича — Донским. С тех пор не смотрела больше Русь на Орду, как на силу несокрушимую, как на иго вечное.

После победы на Куликовом поле Великий князь Димитрий Донской решил поставить в Москве храм Всех Святых — храм-памятник всем небесным покровителям воинов Куликовской битвы. Место для памятника Димитрий Иоаннович выбирал очень тщательно. Предполагают, что, возможно, храм-памятник было решено возвести на месте другого, достаточно древнего, но к тому времени обветшавшего деревянного храма.

Храм-памятник освятили в честь всех святых, потому что каждый погибший герой был наречен именем своего небесного покровителя, а в сражении пали многие тысячи, и не было никакой возможности упомянуть всех. Свершилось это в 1380 году.

Храм Всех святых – воплощение торжества русского зодчества и вечной памяти погибших во славу нашего Отечества. Это первый храм-памятник боевой славе русского воинства.

С тех пор, как был возведен храм на Кулишках, традиция ставить величественные соборы в честь побед российского оружия, дарованных отвагой нашего народа, заступничеством святых и воинства небесного, не прерывалась: вспомним храм-памятник на месте Бородинской битвы или прекрасную церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе.

Храм Всех святых расположен к востоку от исторического центра Москвы – Кремля, вдоль древней дороги (линия современных улиц Варварки-Солянки), связывающей Москву с Владимиром, Рязанью, Коломной. Он стоит близ так называемого Васильевского луга, располагавшегося при впадении р. Яузы в Москва-реку. Этот луг, а так же прилегающие к нему земли в древнее время назывались Кулишками или Кулижками. Кулижками (Кулигами) на древнерусском языке назывались участки земли по берегам рек, близ излучин, которые использовали для сенокоса.

Местность эта примечательна еще тем, что вблизи нее находился древний московский торг, который существовал еще до возникновения Московского Кремля, а возможно, и в дохристианскую эпоху. Древние поселения, располагавшиеся на территории современного города Москвы (находившиеся в Заяузье, Заречье и Зарядье) по берегам рек Москвы и Яузы, обслуживали переправу на торговом пути «из варяг в греки». Удобная переправа-брод была известна издревле и находилась в месте впадения реки Яузы в Москва-реку, поскольку обе реки здесь были неширокими и мелкими.

Деревянная постройка храма 1380 года не дошла до наших дней. Фрагменты этого первоначального деревянного храма вместе с захоронениями XV-XVI веков были обнаружены при археологических раскопках 1978-1979 гг. Письменные источники упоминают о Всехсвятском храме с 1488 г., и по весьма скорбному случаю. При описании сильнейшего пожара в Москве, летописец пишет: «…на девятом часу дни загорелася церковь Благовещение на Болоте, и оттого погорело от города до Кулишки, мало не до Всех Святых…». Деревянный храм неоднократно горел в пожарах 1493 г. и 1547 г.

Новое здание храма

В конце XVI – начале XVII века возводится существующее ныне здание храма. Он построен с использованием фундаментов и нескольких рядов кирпичной кладки прежнего храма 1380 года.

Изготовленный из красного большемерного кирпича с золотой главкой на фоне бездонного московского неба, современный храм был совсем не похож на маленькую деревянную церковь, спешно построенную в XIV веке после великого сражения.

В первой половине XVII века храм представлял собой одноапсидный кубический объем, окруженный с трех сторон галереей на подклетах. В 1662 г. к его юго-восточной части был пристроен небольшой Никольский придел. Ранее существовавший при храме придел пророка Наума размещался в южной части главного алтаря. После пожара 1688 г. переложили пострадавшие свод и главу четверика, растесали окна, пристроили трапезную и колокольню. При этом верхний ярус галереи был разобран, а нижний включен в объем подклета трапезной части. После пожара 1737 г. остатки галереи заложили, и перестроили трапезную. На протяжении XVII-XIX веков храм неоднократно обновляли.

Согласно Клировым ведомостям XVIII века церковь описывалась так: «Ивановского сорока (благочиния) церковь приходская во имя Всех Святых, что на Кулишках, каменная, в твердости, с двумя приделами Николая Чудотворца и Пророка Наума, утварью достаточна».

Подклет храма изначально и продолжительное время служил усыпальницей. Захоронения ХV-ХVI веков обнаружены в абсиде (этим, возможно, объясняется существование входного проема в северной части абсиды прежнего здания).

В 1620-1630-х годах хоронили под полом галерей, где обнаружено несколько белокаменных резных надгробий тех лет с именами погребенных (например, подьячего Приказа каменных дел Ивана Кольцова и другие). Среди могильных плит одна принадлежит подключнику Хлебного двора первой половины XVII века Абухову.

В ходе археологических раскопок второй половины XX века ниже горизонта каменного строительства найдены четыре яруса погребений в дубовых долбленых колодах, относящиеся к ХV-ХVII векам.

Храм в истории освобождения Москвы от польско-литовских интервентов

В мае 1606 года через Варварские ворота Китай-города везли в Убогий дом тело убитого во время народного восстания Лжедмитрия. По преданию, в это время «поднялась ужасная буря», которая «сорвала на Кулишке крышу с башни ворот, едва мертвеца через них провезли».

Во время осады Москвы войсками Второго Нижегородского ополчения земских ратей осенью 1612 года у церкви Всех Святых на Кулишках стояли пушки, из которых били по Китай-городу и Кремлю, где тогда засели польско-литовские интервенты.

Приходской храм – спасительный ковчег

В 1781 году на территории Всехсвятского прихода проживали и имели землевладения и домовладения дворяне: Коллежская Советница Варвара Чирикова, Тайный Советник Дмитрий Федорович Алфимов, Полковник Калужского наместничества Александр Николаевич Чириков, граф, сенатор, тайный советник и разных орденов Кавалер Александр Иванович Строганов, гвардии майор Александр Иванович Анненков. А также всякого звания приходские люди.

«Мужеска пола душ в приходе храма 72, женска — 75, обоего пола — 147. Раскольников в этом приходе никого не имеется».

Разорение Москвы в 1812 году и участь храма

В неприятельское нашествие 1812 года «церковь Всех Святых на Кулишках вся выгорела, в ней ничего не осталось». Обгоревший Всехсвятский храм приписали к Киро-Иоанновской на Солянке церкви (ныне утраченной).

В 1813 году началось медленное восстановление храма Всех святых. В теплой церкви возрождены два иконостаса, колонны в них вновь вызолочены. Из числа известных образов поврежденными оказались образ свт. Николая Чудотворца и пророка Наума. Сохранилось «несколько напрестольных Евангелий, крестов серебренных, вызолоченных, образ Всех Святых, образ Благовещения Божией Матери, на нем риза серебренная, вызолоченная, в которой весу 90 золотников, образ Боголюбской Божией Матери, на котором риза медная посеребренная, образ Кира и Иоанна, образ Владимирской Божией Матери с жемчужным венцом».

Возрождение

К 1829 году церковь Всех святых на Кулишках была практически восстановлена и украшена, а в 1845 году освящена и «утверждена была стать зимнею для церкви св. безсреб. Кира и Иоанна».

Восстановлено было и недвижимое имущество, находящееся при Всехсвятской церкви (церковные каменные лавки, погреба). Земли при храме погостной было 211 кв. саженей.

Церкви Всех святых, что на Кулишках, вследствие Указа из Московской Духовной Консистории был передан очень почитаемый москвичами Образ Боголюбской Божией Матери, что помещался на башне у Варварских ворот, «который с давнего времени находился в ведении Московского Приказа общественного призрения, но в 1842 году по прописанному указу поступил в ведение церкви Всех святых, что на Кулишках.

В 1860 году указом Московской Духовной Консистории от 18 февраля церковь Всех святых на Кулишках обращена опять в приходскую и самостоятельную. А «бывшая прежде самостоятельною приходская церковь св. безсреб. Кира и Иоанна на Солянке стала приписной к сей церкви»…

В 1861 году в храме были обновлены стенная живопись и иконы. Московский цеховой Павел Николаевич Щепатов написал для храма несколько икон лучшим греческим письмом.

В 1864 году был произведен капитальный ремонт в церковном доме.

В начале XX века при храме имелось церковноприходское училище, где в должности учителей проходили члены причта Всехсвятской церкви.

В храме Всех Святых проходили свое пастырское служение известнейшие протоиереи Москвы, в их числе протоиерей Иоанн Федорович Загорский, Николай Никитович Дроздов (родной племянник святителя Филарета (Дроздова).

Тяжёлые страницы истории храма в советский период

История Русской Православной Церкви советского периода — это история гонения на веру. После 1917 года началась ликвидация храмов и монастырей. Церковные учреждения были лишены прав юридических лиц. В 1918-1920 годы были ликвидированы все духовно-учебные заведения, монастыри, православные общества, богоугодные заведения. В 1922 году под лозунгом помощи голодающим Поволжья было проведено изъятие церковных ценностей. Древние иконы, драгоценные оклады, церковная утварь, камни, колокола рекой потекли за границу.

Репрессии 1930-х годов унесли жизни сотен тысяч православных священно-церковнослужителей и мирян.

Храм Всех святых на Кулишках был закрыт в 1931 году. Богослужения в нём не возобновлялись до 1991 года. От полного разрушения, которого не избежали многие древние храмы Москвы, его спасла лишь прямая связь с Куликовской битвой, решающим сражением конца XIV века, в котором силы русских княжеств впервые выступили сплоченно против общего внешнего врага.

Часовня в Варварской башне Китайгородской стены была упразднена, разрушена была и сама древняя стена Китай-города. Икона Боголюбской Божией Матери с Варварской башни после закрытия храма в 1931 году была утрачена. Но остатки башни у Варварских ворот сохранились и по настоящее время. Основание башни из белого камня видно в переходе при выходе из станции метро «Китай-город» на улицу Варварку. На камнях башни помещена мемориальная доска, на которой написано, что это остатки одной из башен Китайгородской стены.

В 1950-х годах Всехсвятский храм был отремонтирован с внешней стороны. В 1967 году внутри храма помещалось строительно-монтажное управление. В 1970-е годы храм был полностью отреставрирован снаружи и в 1970-1980-х годах отдан под Гастроль-бюро филиала Москонцерта.

В 1990 году здание храма было отдано Музею истории и реконструкции Москвы.

Новое возрождение

В конце 1991 года Всехсвятский храм возвращен Русской Православной Церкви. В журнале Московской Патриархии за этот год, в частности, сообщалось, что «в день кончины К. С. Родионова, умершего на 99-м году жизни, двоюродного брата архиепископа Иоанна (Шаховского) Сан-Францисского и сына известного московского архитектора, настоятель церкви Рождества Богородицы в Капотне игумен Мартирий (Вагин) отслужил панихиду в возрождающемся храме Всех святых на Кулишках».

На протяжении двадцати лет, с 1999 по 2019 год настоятелем храма являлся Высокопреосвященнейший митрополит Киринский Афанасий, представитель Патриарха Александрийского при Московском Патриаршем престоле, много потрудившийся над возрождением и благоустройством храма, храмовой территории и прилегающих зданий.

С ноября 2019 г. по 2021 г. обязанности настоятеля Всехсвятского храма исполнял протоиерей Сергий Звонарёв.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 11 октября 2021 года архиепископ Леонид назначен настоятелем храма Всех святых на Кулишках г. Москвы.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 27 октября 2023 года протоиерей Вадим Леонов назначен настоятелем храма Всех святых на Кулишках г. Москвы.

Всехсвятский храм – больше чем памятник архитектуры

Кто может исчислить всех прихожан, которые молились во Всехсвятской церкви со времен благоверного князя Димитрия Донского до наших дней? Сколько поколений благочестивых жителей столицы молилось в стенах храма Всех святых на Кулишках, сколько миллионов восковых свечей горели перед ее святыми ликами? Сколько раз малиновый звон больших колоколов наполнял пространство Славянской (бывшей Варварской) площади небесными переливами звука?

Столь древнему храму мал статус «памятника архитектуры», он больше и значительней чем старинная церковь, неразрывно связанная незримыми узами с судьбой нашего Отечества. Ведь победа Димитрия Донского на Куликовом поле повлияла на ход европейской истории.

Храм Всех святых находится на Славянской площади, где расположен памятник просветителям славянских народов, равноапостольным Мефодию и Кириллу, часовня в память о воинах, сражавшихся за независимость балканских славянских народов.

Храм Всех святых не только архитектурный памятник и место поминовения всех воинов, павших за единство и спасение Отечества, но и памятник побед нашего Отечества, отразившихся на судьбах мира.

Сведения о священно-церковнослужителях с 1660 до 1915 года

1660-е годы

  • Иерей Никита Мануйлов
  • Диакон Роман Иванов
  • Пономарь Иевкс Матвеев

1746-1753 годы

  • Иерей Иван Николаев, в 1753 году отбыл в Санкт-Петербургскую Епархию священником
  • Диакон Иван Афанасьев
  • Дьячок Григорий Петров, в 1751 году отбыл к церкви Воздвижения Честного Животворящего
  • Креста Господня, что в Красном селе во дьячка
  • Дьячок Терентий Васильев, с 1752 года
  • Пономарь Дмитрий Михайлов

1765-1767 годы

  • Священник Федор Сергеев, с 1764 года
  • Диакон Михей Ферапонтов
  • Дьячок Андрей Тихонов
  • Пономарь Петр Трофимов

1769 год

  • Священник Михаила Матвеев
  • Диакон Тимофей Иванов

1777 год

  • Священник Иоанн Степанов, переведенный к церкви Дмитрия Солунского за Варварскими воротами, что на золотой фабрике
  • Дьячок Андрей Тихонов, переведенный к кладбищенской, что за Сухаревой башней, Пятницкой церкви
  • Священник Андрей Федоров
  • Церковный староста Федор Федоров

1778-1781 годы

  • Священник Василий Федоров
  • Дьячок Матфей Андреев, умер 29 июня 1778 года
  • Дьячок Михаила Лазарев

1783-1786 годы

  • Священник Афанасий Андреев
  • Пономарь Семен Михайлов
  • Священник Василий Федоров, уволенный из штата, умер в 1789 году
  • Дьячок Григорий Преображенский, с 1784 года
  • Пономарь Григорий Григорьев, с 1784 года

Приблизительно 1810 год

  • Священник Андрей Васильев
  • Диакон Дмитрий Яковлев Фрязинов
  • Дьячок Борис Михайлов Соколов
  • Просвирница Параскева Васильева

1821 год

  • Священник Петр Евдокимов, настоятель церкви свв. безср. Кира и Иоанна, что на Солянке
  • Диакон Иван Васильев
  • Дьячок Стефан Николаев
  • Староста церкви свв. безср. Кира и Иоанна, что на Солянке Илларион Вавилов

1860-1873 годы

  • Протоиерей Иоанн Федоров Загорский
  • Диакон Иван Васильев Красовский
  • Дьячок Семен Алексеев Крылов
  • Диакон Петр Дмитриев Орлов, с 1861 года
  • Староста Никифор Подушкин
  • Староста, Московский купец Иван Телешов, с 1863 года
  • Диакон Василий Лебедев, с 1871 года

1878-1897 годы

  • Протоиерей Николай Дроздов
  • Диакон Иоанн Васильев Никольский
  • Диакон-псаломщик Семен Алексеев Крылов
  • И. о. Псаломщика Николай Некрасов
  • Псаломщик Сергий Васильевич Богословский
  • Староста Винокуров
  • Староста Владимир Александров Рыжиков, с 1878 года
  • Псаломщик Сергей Богословский, с 1885 года
  • Староста Иван Тарасов, с 1893 года
  • Староста и представитель прихожан Иван Семенович Новиков, с 1895 года
  • Диакон Василий Смирнов, с 1897 года
  • Просвирница Анна Михайлова Миролюбива

1899-1905 годы

  • Протоиерей Капитон Васильев Ястребов
  • Диакон Павел Кириллов Троицкий
  • Диакон-псаломщик Симеон Алексеев Крылов
  • Псаломщик Сергей Васильев Богословский
  • Просвирница Анна Михайлова Миролюбова
  • Диакон Иоанн Базилевский, с 1904 года
  • Просвирница Параскева Петрова Соколова, с 1904 года
  • Староста Иван Семенович Новиков

1907-1910 годы

  • Протоиерей Василий Феодоров Соболев
  • Диакон Иоанн Ильин Базилевский
  • Диакон-псаломщик Симеон Алексеев Крылов
  • Псаломщик Сергей Васильев Богословский
  • Просвирница Параскаева Петрова Соколова

1910-1915 годы

  • Протоиерей Василий Филиппов Барбарин
  • Диакон Иоанн Базилевский
  • Диакон-псаломщик Симеон Алексеев Крылов
  • Диакон Николай Делицын, с 1911 года
  • Диакон-псаломщик Семен Крылов
  • Церковный староста Иван Иванович Павлов
  • Представители прихода Егор Иванович Косолапое и Артемий Егорович Козлов
  • Псаломщик Алексей Глаголев, с 1912 года
  • Диакон Георгий Вознесенский, с 1915 года
  • Староста церковный Георгий Косолапое, с 1915 года
  • Представители прихожан Иван Павлов и Александр Сурычев, с 1915 года
  • Псаломщик Сергий Васильев Богословский, с 1912 года уволен из штата по болезни