Заказные поминовения
Патриаршее Подворье Храма Всех Святых на Кулишках, г. Москвы, Славянская площадь, д. 2. ИНН 7709068770.
+7 (495) 623-75-66 hramkulishki@yandex.ru
Храм открыт ежедневно с 8.00 до 20.00 (в воскресенье с 8.00 до 18.00)

Проповеди

18.10.2020

Проповедь в день Собора Московских святителей (с видео)

Проповедь протоиерея Сергия Звонарёва, и.о. настоятеля храма Всех святых на Кулишках, на Божественной литургии в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, день празднования Собора Московских святителей (Богоявленский Кафедральный собор г. Москвы, 18 октября 2020 г.)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 

Сегодня Русская Православная Церковь молитвенно почитает память святителей Московских, с именами которых связаны целые исторические эпохи в жизни и Церкви нашей, и Отечества нашего. Све­тиль­ни­ки зем­ли Рус­ской, де­я­тель­ность ко­то­рых охва­ты­ва­ет семь ве­ков цер­ков­ной и государственной ис­то­рии, стали символами своего времени, подлинными духовными вождями народа.

Святители отличались друг от друга не только временем своего служения, но и национальностью и социальным происхождением. Среди предстоятелей Русской Церкви можно встретить греков, коими были митрополиты Феогност и Фотий, сербов или болгар, к которым по разным историческим сведениям принадлежал митрополит Киприан. Родовое происхождение было ещё более разнообразным. Например, будущие святители московские Алексий, мощи которого ныне почивают в Богоявленском соборе города Москвы, и Филипп родились в боярских семьях, святитель Иоасаф происходил из дворянского рода, Святейший Патриарх Иов из семьи старицких посадских людей, священномученик Ермоген из семьи донских казаков, а митрополиты московские Филарет, Иннокентий и Макарий, святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, и священномученик Пётр, митрополит Крутицкий, из семей священнослужителей и даже причетников. Отличались они и уровнем образования и культуры. Особенно потрудились на просветительском поприще митрополиты Киприан в XIV веке и Фотий в XV веке, Макарий в XVI и Филарет в XIX столетии. Сегодня сказали бы, что у всех московских святителей в жизни были разные «стартовые» условия. Однако эти объективные человеческие различия нивелировались одним важным обстоятельством: все архипастыри земли московской были людьми Церкви, носителями евангельского духа и исполнителями заповедей Христовых. Они, облекшись в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, а наипаче в любовь (Кол. 3, 12,14), служили спасительной миссии Церкви, наставляя людей в христианских добродетелях, выходили на первые рубежи битвы духовной за души пасомых.

Взирая на жизненный путь святителей можно убедительно говорить о том, что он был неразрывно связан со страницами истории народа. Годы процветания и благополучия, времена порабощения, ига, внутригосударственных и общественных смут и нестроений стали судьбой Русской Церкви и личной судьбой московских архипастырей, которой они безропотно и с верой во Христа следовали.

Москва как столица русского государства часто становилась ареной противоборств боярских родов, жестокостей самодержцев, обид и насилия, творимых интервентами, гражданских бунтов. Святители московские считали своим долгом вставать на сторону правды, мужественно защищать Церковь и Отечество. Так было в начале XVII века, когда русская земля подверглась смуте, а внешнее вмешательство угрожало потерей государственного суверенитета, а следом и православной веры. Борьбу возглавил Святейший Патриарх Иов, отказавшийся присягать Лжедимитрию, а следом за ним и священномученик Патриарх Гермоген, который скончался в заточении от голода и жажды, но не изменил своему пастырскому долгу.

Молитва за паству, защита слабых и обездоленных, готовность радоваться с радующимися и плакать с плачущими (Рим. 12, 15), всякий раз восходить вместе со Христом на Голгофу за Церковь Божию были неотъемлемой частью архипастырского служения. Святитель Тихон, услышав от делегации Всероссийского Церковного собора весть о своём избрании на Патриарший престол смиренно сказал: «Ва­ша весть об из­бра­нии ме­ня в пат­ри­ар­хи яв­ля­ет­ся для ме­ня тем свит­ком, на ко­то­ром бы­ло на­пи­са­но: «Плач, и стон, и го­ре», и ка­ко­вой сви­ток дол­жен был съесть про­рок Ие­зе­ки­иль (Иез. 2,10; 3,1). Сколь­ко и мне при­дет­ся гло­тать слез и ис­пус­кать сто­нов в пред­сто­я­щем мне пат­ри­ар­шем слу­же­нии и осо­бен­но в на­сто­я­щую тя­же­лую го­ди­ну!».

Тишина, мир и покой были редким уделом московских святителей, тем более чуждыми им были нега и избалованность, столь часто встречаемые в представителях аристократии и высших сословий общества. Тяжёлый повседневный труд, крайне стеснённые внешние обстоятельства, суровые условия служения становились школой, воспитывавшей в архипастырях терпение, закалявшей мужественный дух. Таковыми были великие миссионеры и просветители северных народов митрополиты московские Иннокентий и Макарий. Четыре с половиной десятилетия от­дал свя­ти­тель Ин­но­кен­тий де­лу про­све­ще­ния на­ро­дов Кам­чат­ки, Але­ут­ских ост­ро­вов, Се­вер­ной Аме­ри­ки, Яку­тии, Ха­ба­ров­ско­го края, кре­стил де­сят­ки ты­сяч человек, стро­ил хра­мы, при ко­то­рых ос­но­вы­вал шко­лы и сам обу­чал в них ос­но­вам хри­сти­ан­ской жиз­ни, а также ре­мё­слам и ис­кусству. Святитель Макарий – «апостол Алтая», «Си­бир­ский столп Пра­во­сла­вия» посвятил миссионерскому служению в трудных жизненных условиях 36 лет.

Поистине богата духовными светочами и молитвенными заступниками у Престола Божьего московская земля. Счастливы верующие жители столицы, ибо в разные времена были сопричастны жизненному пути избранных Богом сосудов многоразличных христианских добродетелей, из которых могли с радостью вкушать воду вечной жизни (Ин. 4, 14).

Но, неужели время святых архипастырей первопрестольного града закончилось, оборвавшись мученической кончиной в магнитогорской тюрьме в 1937 году последнего в Соборе Московских святителей – Патриаршего местоблюстителя священномученика Петра (Полянского)? Неужели Господь запамятовал о московской и всей русской земле? Или она перестала рождать богатырей духа? Нет. И весь XX век, и наше время наполнены самоотверженным служением предстоятелей Церкви Русской, которые являются и правящими архипастырями города Москвы. Святейшие патриархи Сергий (Страгородский), Алексий (Симанский), Пимен (Извеков), Алексий II (Ридигер), двое из которых нашли своё последнее земное пристанище здесь, в кафедральном Богоявленском соборе, стали выдающимися архипастырями, судьбы которых неразрывно связаны с судьбами Церкви нашей и Отечества. Кто, кроме сердцеведца Господа может исчислить труды их, молитвы их, добрые дела их, боль и переживания за Церковь? Благодарная память потомков бережно хранит воспоминания о верных служителях на ниве Господней, добрых пастырях, полагавших души свои за овцы (Ин. 10, 11).

Крест первосвятительского служения, бремя исторической ответственности порой были столь тяжелы, что, казалось, что никакая человеческая сила не сможет их понести. И только всеукрепляющая благодать Божия помогала побороть страх и неуверенность, ободряла дух, возбуждала мужество и готовность к самопожертвованию. Об этом кресте свидетельствовал Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в день своего избрания Поместным собором на Московский Патриарший престол. Он сказал, в частности: «… в центре этого [патриаршего] служения – Крест Господень, Крест таких размеров, каковые познать и прочувствовать может только тот, кто его несет...».

Не оскудела и ныне московская земля праведниками, и в наши дни продолжают зажигаться звёзды на цер­ков­ном небо­сво­де, что свидетельствует о том, что наша Церковь дышит полной грудью, и в жилах её течёт благодать Духа Святого. Она продолжает врученную Господом миссию своего земного служения, врачуя души человеческие, наставляя их на путь спасения и наследования Царства Небесного.

Солнце Правды, Христос Бог наш молитвенным предстательством святителей Московских да не зайдет над землёй нашей и над народом нашим.

Аминь!