Заказные поминовения
Патриаршее Подворье Храма Всех Святых на Кулишках, г. Москвы, Славянская площадь, д. 2. ИНН 7709068770.
+7 (495) 623-75-66 hramkulishki@yandex.ru
Храм открыт ежедневно с 8.00 до 20.00 (в воскресенье с 8.00 до 18.00)

Проповеди

10.10.2002

Слово перед Исповедью

Слово перед Исповедью

Слово перед Исповедью учащегося 3 курса Московской Духовной Семинарии Звонарёва Сергея (Московская Духовная Семинария, 2002 год)

«Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения!»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Если бы кого-то из нас поразила телесная болезнь, угрожающая опасностью для жизни, не употреблял ли бы он всех средств и усилий, чтобы скорее освободиться от неё? Во сколько же раз более должен заботиться человек об очищении себя от болезней духовных – грехов, от этих язв души, которые гораздо опаснее для него болезней тела, так как влекут за собой не временную, а вечную гибель. Господь даёт нам благодатное средство для очищения души, для нашего духовного обновления и возрождения. Это средство – истинное покаяние.

Покаяние есть Таинство, «в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом»[1].

Человек после крещения, в силу своей греховной природы, вновь падает и вновь грешит. Долготерпеливый Господь, не хотящий смерти и погибели грешника, подаёт руку помощи каждому, кто ищет помощи в Таинстве Покаяния. Недаром святые отцы и учители Церкви называют покаяние вторым крещением, то есть таким Таинством, в котором человек вновь делается чистым, невинным, праведным, получает прощение грехов.

Братья и сестры, прежде чем приступить к Исповеди, для душевной пользы нашей постараемся вникнуть в смысл и значение того краткого увещевания Церкви, которое обращает духовник к приступающему к покаянию. «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое» – говорит духовник исповедающимся. Не перед людьми мы открываем тайны своего сердца, не перед духовником каемся в своих грехах, но перед Самим Иисусом Христом. Он – невидимый Глава Церкви. Он установил для нас Таинство Покаяния и во время Исповеди Сам невидимо стоит и выслушивает сокрушенные слова.

«Не усрамися, ниже убойся, и да не скрыеши что от мене» – продолжает духовник. А сколько между нами таких христиан, которые, придя на Исповедь, стыдятся открыть свои грехи? Но кого бояться или стыдиться? Не своего ли духовного отца? Но духовник сам, может быть, грешен не менее исповедающегося, а потому всегда имеет нужду в личном покаянии. Кроме того, Исповедь есть такая тайна, которая остаётся между духовником и Сердцеведцем-Богом. Никто не знает и не будет знать, что ты открываешь своему духовнику.

В уверение того, что кающийся не духовнику исповедует свои грехи, а Самому Богу, духовник продолжает: «Се икона Его пред нами». На аналое мы видим лежащие крест Господень и святое Евангелие. Что же говорят нам этот крест и Евангелие? Христос по любви Своей за всех нас пролил на Кресте Свою кровь, которая очищает грехи всего мира. Евангелие возвещает нам, что Господь истинно кающихся грешников и верующих в Него приемлет во всякое время и всякий час, прощает им все грехи и дарует им Царство Небесное.

«Аз же точию свидетель есмь» – говорит духовник – «да свидельствую пред Ним вся, елика речеши мне». Духовнику не нужны наши грехи. Он только свидетель на Исповеди. Сам Господь поставил его на это место и дал ему право вязать и решить грехи людей (Мф. 18, 18).

Чистосердечное покаяние видит и приемлет Господь. Но нужно бояться утаивать грехи свои на Исповеди. «Аще ли что скроеши от мене, сугуб грех имаши». Перед духовником нужно быть искренним. Как можно обманывать священника перед крестом и святым Евангелием, лукавить перед Самим Богом, Который знает все тайны нашего сердца? И здесь, на Исповеди, будучи лживы и лукавы, мы согрешаем вдвое и втрое, прилагая к прежним грехам новые. Как мы сможем явиться со своей нераскаянностью на страшный Суд Божий? Оправдаться мы можем только в исповеданных грехах, всякий же неисповеданный грех тяжким грузом остается на нашей душе.

«Внемли убо» – так оканчивает духовник увещание Церкви – «понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши». Таинство Покаяния – духовная врачебница. Здесь врач – Иисус Христос. Священник – Его служитель. Господь подаёт нам уврачевание наших душевных болезней. Придя на Исповедь грешниками, мы должны стараться отойти оправданными, здоровыми душой. Нас не должны смущать тяжкие грехи, осознание которых может вселять в душу уныние. Не нужно отчаиваться. Господь Милосерд и Человеколюбив. Он не хочет смерти грешника, но хочет, чтобы человек обратился от пути злого и был жив (Иезек. 33, 11).

Мы должны научиться дорожить тем временем, которое отводит Господь нам на покаяние. Недопустимо отлагать своего покаяния и исправления на будущее время. Кто знает, удостоимся ли мы быть ещё на Исповеди? Сегодня Господь Сам милостиво всех нас призывает к Себе: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). И мы должны ответить на этот призыв с твёрдым упованием и верой в милосердие Божие.

 Аминь!


[1] Пространный христианский катехизис митрополита Филарета (Дроздова).

Изображение с сайта: http://arseniev-eparhia.ru/ispoved-voprosy-i-otvety/