Заказные поминовения
Патриаршее Подворье Храма Всех Святых на Кулишках, г. Москвы, Славянская площадь, д. 2. ИНН 7709068770.
+7 (495) 623-75-66 hramkulishki@yandex.ru
Храм открыт ежедневно с 8.00 до 20.00 (в воскресенье с 8.00 до 18.00)

Проповеди

15.10.2002

О богопознании

О богопознании

Проповедь учащегося 3-го курса Московской Духовной Семинарии Звонарёва Сергея за вечерней молитвой на тему: «О богопознании» (Покровский Академический храм, 15 октября 2002 года).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 

«Всякий мнящийся быть мудрым, потому что прошел все науки и сведущ во внешней мудрости, никогда не сподобится вникнуть в тайны Божии и увидеть их, если прежде не смирится ... вместе с самомнением отвергая и приобретенную ученость»[1] — так говорил преподобный Симеон Новый Богослов о тщетности человеческих знаний, построенных на гордыне и самоуверенности в познании Бога.

Примером восхождения от внешних человеческих знаний, не просвещенных светом Христовой Истины, к подлинному богопознанию служит для нас жизненный подвиг святителя Дионисия Ареопагита, епископа Афинского, память которого Святая Церковь празднует 16 октября.

Время жизни и подвигов святителя Дионисия, скончавшегося в глубокой старости, протекало на протяжении почти всего первого века по Рождестве Христовом. Большая часть его жизни прошла в язычестве. В течение этого времени Дионисий достиг вершин современной ему науки, и, как государственный деятель, непосредственно участвовал в управлении государством. Затем он принял христианство, был посвящен во епископа города Афин и в течение многих лет совершал там служение. В последние годы жизни Дионисий проповедовал Евангелие в Галлии и там принял мученическую кончину.

Дионисий принадлежал к привилегированным слоям греческого общества и воспитывался в Афинах. Этот город в те времена славился школами. Здесь располагались знаменитые философские училища, в которых даже жители соседних государств стремились получить образование. Сюда же для обучения эллинской премудрости поступил Дионисий. Талантливый от природы, он делал большие успехи в науках, но достигнутое не удовлетворяло его. В Афинах, благодаря своему разуму и честности, Дионисий становится членом Ареопага — верховного афинского государственного совета и судилища. В течении 20 лет Дионисий занимал почетное место среди граждан знаменитых Афин.

В жизни образованного афинского общества, современного Дионисию, наблюдался сильный упадок. В 54 году, совершая второе великое путешествие с проповедью Евангелия, в Афины прибыл апостол Павел. Он выступил в Афинах с боговдохновенной проповедью о распятом и воскресшем Спасителе. Однако старейшины Ареопага недоверчиво отнеслись к словам апостола. Святитель Тихон Задонский писал по этому поводу: «Буйство есть эллинским философам слышать Бога — единого естеством, но троична в лицах, Бога и человека в едином лице, Слово‚ плоть бывшее (Ин. 1, 14), Деву рождшую и Деву пребывающую, тело умершее, согнившее и впрах рассыпавшееся‚ но паки восстающее и живущее»[2]. Однако Дионисий внимательно слушал апостола Павла. Душа его, разочарованная в языческой философии, искала чего-то нового, более разумного. Когда разошлись члены Ареопага, Дионисий остался и наедине беседовал с апостолом Павлом. Апостол наставил Дионисия в вере, и уже вскоре он н весь его дом приняли крещение. Апостол Павел поставил Дионисия во епископа и отправил в Афины, где и протекало продолжительное служение Дионисия.

Церковь в Афинах, основанную Апостолом Павлом, епископ Дионисий значительно расширил и укрепил. Когда Дионисию минуло уже 80 лет, он решил выступить с проповедью Слова Божьего языческому миру. Оставив вместо себя епископа в Афинах, он отправился в Рим, а затем в Галлию, где и принял мученическую кончину в 96 году.

Отцы и братья, мы с вами сейчас переживаем удивительное время в нашей жизни, время, которое уже не повторится, и тем больше наша ответственность за то, как мы могли усвоить данные нам знания, явились ли они для нас средством к собственному спасению и спасению других. Что пользы кораблю от мачты, кормщика, матросов, парусов и якоря, если нет ветра? Что пользы и в красноречии, остроумии, познаниях, образованности, разуме, если нет в душе Духа Святого?

Святитель Филарет, митрополит Московский, писал: «Иди путем, который ведет к Богу, и тем же путем будешь приближаться к премудрости. Путь же к Богу известен: благочестивое размышление, молитва и вера»[3].

Невозможно истинное богопознание без живой, искренней веры в Бога. Святитель Тихон Задонский свидетельствовал: «Христианам знание того, что Христос пришел в мир, не спасительно, без живой веры в Него в сердце своем»[4].

Предметом богословия, страшно сказать, является Сам Бог — Источник всего тварного и нетварного. Как же мы можем познавать Бога, будучи бесконечно малы пред Ним как творение? Все наши рассуждения строятся только на том, что Сам Бог открыл нам о Себе и не более того. «Если никтоже знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти глубины и тайны богопознания, то кто из мудрых или риторов, или ученых может без откровения свыше от Господа, одной человеческой мудростью познать откровенные тайны Божии?»[5].

Мы призваны по заповеди Господней нести в мир Слово Божие, призваны говорить о Боге, богословствовать. И звучат через века слова Спасителя «Вот Я посылаю вас как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты как голуби» (Мф. 10, 16).

Для познания Бога необходимо сознание своей нищеты духовной, своей немощи. Только тогда Господь подаст премудрость Свою ищущим ее. Мирская мудрость самолюбива, нетерпелива, злобна, непримирительна, немилостива, лукава и хитра. Мирская мудрость не терпит оппонентов, она горда. А гордыня источник всех человеческих грехов. Мудрость же духовная боголюбива, терпелива, мирна, милостива, истинна и чистосердечна. Среди всего Ареопага нашлось только несколько человек, сердца которых были способны воспринять богооткровенную Истину. Именно сердца, а не разум, поскольку для разума слово о воскресшем Спасителе — безумие. Люди, употребляющие весь свой ум на предметы бесполезные, очень походят на ту ночную птицу, которая ясно видит в темноте и делается слепа при виде солнца. Они удивительно счастливы, когда идет дело об ученых пустяках, и не видят ничего, пораженные истинным светом. Как без света и со здоровыми глазами мы не можем различать предметов, так и без Бога — истинного Света, Источника жизни — мы и со здравым разумом не можем познать Истины.

Будем же отцы и братья стремиться к истинному богопознанию со смирением и осознанием своей немощи по молитвам святителя Дионисия Ареопагита.

Аминь!


[1] Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Вып. 2. М.‚ 1890. С. 544

[2] Тихон Задонский. Свят. Творения. Т.2. С. 425

[3] Григорий Дьяченко. Практичная симфония для противников Слова Божиего. М. 1890. С. 459

[4] Тихон Задонский. Свят. Творения. Т.2. С. 134.

[5] Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Вып. 2. М. 1890. С. 351

Изображение с сайта: https://www.pravoslavnaya-biblioteka.ru/biblioteka/articles/svyashchennomuchenik-dionisij-areopagit.html