Заказные поминовения
Патриаршее Подворье Храма Всех Святых на Кулишках, г. Москвы, Славянская площадь, д. 2. ИНН 7709068770.
+7 (495) 623-75-66 hramkulishki@yandex.ru
Храм открыт ежедневно с 8.00 до 20.00 (в воскресенье с 8.00 до 18.00)
05.03.2023

Воскресная пастырская беседа: «О Православии и ереси. Что Церковь отмечает в день торжества Православия?»

Воскресная пастырская беседа: «О Православии и ереси. Что Церковь отмечает в день торжества Православия?»
В воскресенье, 5 марта, в Духовно-просветительском центре нашего храма состоялась воскресная пастырская беседа на тему «О Православии и ереси. Что Церковь отмечает в день торжества Православия?». Беседу провел священник Георгий Максимов.

Сегодня Церковь празднует день торжества Православия. Это торжество правды над ложью, торжество истины Божией над ересью. Где именно торжествует и уже восторжествовало Православие? Конечно же, в Церкви Христовой. Вне Церкви по-прежнему торжествует ложь. И так будет до дня Второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Но в Церкви Христовой торжествует Православие, поскольку исполняется обетование Спасителя, что «врата адовы не одолеют ее» (Мф. 16:18).

Господь дал Церкви свойство неодолимости. И, как отмечал еще святитель Иоанн Златоуст в IV веке, сколько ни восставало против Церкви гонителей, в том числе и тех, которые объявляли, что окончательно уничтожат Церковь, но в результате они погибли, а Церковь остается и торжествует. И это торжество Православия, которое в Церкви началось уже, здесь, на земле, продолжится и в полной мере воплотится в Царствии Небесном, в жизни будущего века.

Сказав, что Православие торжествует в победе над ересью, нужно напомнить, что такое ересь. Это заблуждение о Боге или о Его действиях в мире. Является ли ересь чем-то безобидным, чем-то допустимым, как иногда говорят: «у людей разные вкусы, каждому нравится что-то свое»? Можно ли так сказать о ереси? Нет, нельзя. Дело в том, что наше спасение только в Боге, в Господе Иисусе Христе. Наша задача — соединиться со Христом, а через Него — с Богом Отцом, и вот если на этом пути мы допускаем какую-то ложь в представлении о Нем, то как мы сможем соединиться со Христом, Который сказал: «Я есмь Истина» (Ин. 14:6)? Ложь никогда не может быть путем к истине. Наоборот, она уводит от истины. Поэтому так опасна ложь о Боге, и поэтому в Священном Писании сказано, что «предающиеся ереси Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:21), — настолько серьезно стоит вопрос. Поэтому и святые отцы так боролись против ересей, что это был вопрос жизни и смерти, причем не временной, а вечной: вечная жизнь или вечная смерть. Вот почему святые отцы готовы были пострадать и страдали за то, чтобы восторжествовало Православие.

В наше время это звучит очень непопулярно. Когда вы скажете такие вещи кому-то неверующему или маловеру, то услышите пылкие возражения. «Это гордая мысль! Это вы сами придумали, что только православные спасутся, так нельзя думать, надо считать, что все пути ведут к Богу» и прочее. Это общее мнение нецерковных людей. Но так ли эти люди живут сами, этим ли руководствуются в обычной жизни? Когда они слышат, что сейф закрыт и только истинная комбинация шифра может открыть его дверь, почему-то никто не возражает: «Вы говорите гордые слова, нет, любая комбинация откроет сейф!»

Или, допустим, когда нам нужно прийти по конкретному адресу, мы заранее смотрим маршрут, куда именно идти, куда поворачивать и так далее. К этому все вполне серьезно относятся, никто не скажет всерьез: «Да иди куда угодно, это неважно, земля круглая, рано или поздно придешь в нужную точку!»

Но когда кто-то говорит, что с Богом истинным соединит только истина, многие начинают противоречить. Почему? Потому что здесь речь не о сейфе или адресе, а о том, что нужно менять свою жизнь в соответствии с истиной Божией, а как раз этого людям и не хочется. И ложь о том, что как ты ни веруй, куда ни иди, а все равно придешь к Богу, чаще всего слышится от людей, которые вообще никак не хотят верить и никак не хотят идти к Богу. Это просто самооправдание для них.

Но в сегодняшний праздник Церковь напоминает: не все равно, как верить. Священное Писание говорит: «один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:5), а не много вер, которые ведут к Богу. Одну Церковь Господь установил, одну веру дал апостолам – эту апостольскую веру и хранит наша Святая Церковь на протяжении двух тысяч лет. И нам надлежит ее хранить.

В наше время люди очень легкомысленно относятся к учению Церкви. «Ну мало ли, а мне вот больше нравится по-другому верить!». И это можно услышать от человека, который ходит в Церковь и называет себя православным. Нет, друг, если тебе хочется верить по-другому, ты уже не православный христианин. Вера – это то, что ты получил и сохранил, а не то, что ты от себя придумал. Истина Божия не нуждается в изменениях и поправках, потому что истина совершенна. Только несовершенные вещи нуждаются в исправлении, чтобы стать совершенными. А любое исправление в том, что уже совершенно, является искажением этого совершенства.

Вот, допустим, в музеях собраны шедевры мировой живописи. Подойти к такому шедевру и усы маркером пририсовать – что станет? Порча. Порча этого шедевра. Также и ересь – это порча шедевра истины Божией. Причем, в отличие от музея, эта порча истины влияет только на того, кто портит, закрывая ему путь ко спасению. Поэтому так важно в этот день вспомнить о нашей верности Православию.

При этом я хотел бы подчеркнуть, что праздник называется «Торжеством Православия», а не «торжеством православных». Потому что не каждый, кто называет себя православным, сопричастен этому празднику, но только тот, кто подлинно православный. Тот, кто верит согласно с истиной Божией, без каких-либо компромиссов с лжеучением, с ересью, и кто живет в соответствии с истиной Божией. Тот, чей ум, чье сердце и чьи поступки согласны с истиной Божией – тот подлинно православный, и тот торжествует в этот день достойно как чадо Божие, как сын Церкви торжествующей.

Как ржавчина разъедает железо, как плесень поражает хлеб, так и разнообразная ложь этого мира пытается поразить христианина. Но Господь в Своей Церкви дал нам все для того, чтобы мы могли сохранить себя в чистоте. Есть верующие, которые скажут: да, нужно быть твердыми в вере, хранить догматы, не уступать ереси. Но спросишь такого человека: «А как правильно верить?» – и он не может ответить, потому что не знает. А почему не знает? В наше время человек не знает только потому, что не хочет знать. В древности человек мог не знать из-за того, что он неграмотный или из-за того, что книги были дорогие и не на что купить. Но мы сейчас все грамотные, и книги о вере в изобилии доступны совершенно бесплатно по интернету. Не хочешь читать книги – смотри видео, есть хорошие лекции о вере; не хочешь видео – есть аудио, слушай в дороге. Сейчас Господь дал нам огромное изобилие путей узнать истину. Поэтому нет у нас никакого оправдания, если мы не знаем веры нашей. Это просто лень и пренебрежение верой.

Поэтому я призываю вас, дорогие братья и сестры, помимо духовных книг в этот святой пост прочитайте хотя бы одну вероучительную книгу. Например, Катехизис святителя Филарета Московского или святителя Николая Сербского. Чтобы и себе напомнить, и быть способным рассказать другим о нашей святой вере. В сегодняшнем Евангелии мы слышали, как будущий апостол Филипп, только узнав о Господе Иисусе, сразу побежал звать своего друга. И друг его еще упирался, сомневался, но Филипп ему сказал: «Пойди и посмотри» (Ин. 1:46). Так и мы должны быть готовы сказать нашим близким: «Пойди и посмотри».

Все вы слышали много раз, что веру нужно являть из дел своих, и это правда. Но кроме того, нужно быть способными объяснить веру, а если нужно – и защитить словесно. Прежде всего для этого Господь дал нам разум, чтобы могли познавать Бога и делиться этим знанием с другими. В миру знание надмевает, а в Православии смиряет. Ведь если мы, читая книги о вере, написанные святыми, видим, что в них написано не то, что мы привыкли думать, то что нужно делать? Свое мнение взять и выбросить в помойное ведро, а последовать за тем, как учить Церковь. Ереси возникли именно от тех людей, которые, столкнувшись с этим противоречием, не свое ложное мнение выбрасывали, а учение Церкви, и свою ложь выпячивали, ставили вперед, ей следовали и предлагали следовать другим. Так появлялись ереси. Да не будет такого у нас. И, несмотря на то, что мы живем в очень гордое время, будем со смирением относиться к тому, что святые нам говорят о нашей вере.