Заказные поминовения
Патриаршее Подворье Храма Всех Святых на Кулишках, г. Москвы, Славянская площадь, д. 2. ИНН 7709068770.
+7 (495) 623-75-66 hramkulishki@yandex.ru
Храм открыт ежедневно с 8.00 до 20.00 (в воскресенье с 8.00 до 18.00)
11.09.2020

640-летие храма Всех святых, что на Кулишках

640-летие храма Всех святых, что на Кулишках

Дорогие братья и сёстры!

В 2020 году Москва встречает 873-летие с момента первого летописного упоминания о себе. В этом же году храм Всех святых на Кулишках отмечает знаменательную дату – 640 лет своего основания. Лишь на 233 года наш храм моложе Москвы. Свыше шести столетий своего существования Всехсвятский храм вместе с жителями Москвы разделял радостные дни, беды и невзгоды, становился свидетелем славных дел и героической борьбы народа за независимость русского государства.

Одно из таких славных событий, сверстником которого стал храм Всех святых и которому обязан своим появлением, – героическая Куликовская битва 1380 года.

Храм Всех святых на Кулишках был воздвигнут в княжение Великого князя Московского Дмитрия Ивановича, поименованного Донским, в память об одержанной им победы на Куликовом поле над татаро-монгольским воинством под предводительством Мамая.

Перед Куликовской битвой князь обратился за благословением к Троице, к Преподобному Сергию Радонежскому на великую брань с грозным врагом. Святой старец сказал Димитрию: 

«…Бог тебе да будет помощником, победишь врага, над государством твоим довлеющего… Ждет его погибель, а тебя слава от Господа».

Димитрий опустился на колени, и Преподобный Сергий осенил его крестом. Помощниками князю Преподобный авва дал двух монахов-схимников – Александра, прозываемого Пересвет, и Андрея, по прозвищу Ослябя, и повелел им готовиться, а вместо тленного щита и шлема возложил преподобный Сергий на них схиму.

«Настал месяца сентября 8-й день – великий праздник Рождества Богородицы. Было туманное утро. Укрепив полки, снова вернулся под свое знамя Великий князь. И вот полки двинулись вперед. Передовой полк ведет князь Димитрий Всеволодович да брат его, князь Владимир Всеволодович. А с правой руки полк ведет Николай Васильевич с коломенцами, а с левой руки полк ведет Тимофей Валуевич с костромичами. Многие полки ордынцев бредут со всех сторон, от множества войска нет им места. Мамай, выехав на высокое место с тремя приближенными, наблюдает начало кровопролития.

Уже близко друг к другу подходят сильные полки, и тогда выехал злой печенег, перед всеми доблестью похваляясь. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и выступил из рядов и сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться». И был на голове его куколь, вооружен он схимою по повелению игумена Сергия. Бросился на печенега, сказав: «Игумен Сергий, помоги мне молитвою!». И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней, и скончались.

И сошлись грозно обе силы великие, твердо сражаясь, жестоко друг друга уничтожая, и не только от оружия, но и от большой тесноты, под конскими копытами испускали дух, ибо невозможно было вместиться на том поле Куликове: было то поле тесное между Доном и Мечею…».

Закончилась битва. Мамай с остатками войска обратился в бегство. Повсюду высились горы убитых. К великокняжескому знамени подтягивались те, кто остался в живых. Когда же все собрались, увидели, что Великого князя Московского Димитрия Иоанновича нет среди них. Его отыскали лежащим без памяти под срубленным деревом. Вокруг высилась груда тел. Доспехи на князе были все изрублены. Героя привели в чувство, сообщили о победе.

Стал осматривать Великий князь Куликово поле. Страшное зрелище открылось перед ним. Глубоко опечаленный, то и дело останавливал он коня возле павших «другов и братьев». Сам считал число убитых и, прощаясь с ними, сказал:

«Здесь суждено вам пасть, меж Доном и Днепром, на поле Куликовом, на речке Непрядве. Здесь сложили вы головы… за Землю Русскую… Вечная вам память и слава!»

Остался князь Великий за Доном «на костях» еще на восемь дней. Тела христиан в землю погребал. Особо знатных воинов отвезли в их уделы и удельные столицы.

После последних погребений на Куликовом поле князь и войско русское, перейдя через Дон, направились домой. Вернулись в Москву на великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы. «Митрополит Киприан со всем священным собором встретил Великого князя в Андрониковом монастыре. И возжелал Димитрий слушать литургию и молился Богу за дарованную победу перед иконой Спаса Нерукотворенного. Вышел князь Димитрий с братией своей из монастыря… И встретила князя жена с двумя сыновьями во Фроловых воротах».

По всему пути народ встречал полки Великого князя Димитрия с ликованием. Праздник стоял на Руси: одолели наши проклятых ордынцев! Слава Московскому князю Димитрию Иоанновичу! Слава героям-воинам! Гудели колокола, торжествовали русские люди! Великий князь «сотворил по победе пиршество». Соратников своих одарил «каждого по силе и по достоинству». С тех пор и прозвали князя Димитрия Иоанновича – Донским. С тех пор не смотрела больше Русь на Орду, как на силу несокрушимую, как на иго вечное.

После победы на Куликовом поле Великий князь Димитрий Донской решил поставить в Москве храм Всех святых – храм-памятник всем небесным покровителям воинов Куликовской битвы. Место для храма Димитрий Иоаннович выбирал очень тщательно. Возведён он был из брёвен в один день по обету (обыденный храм) на месте в урочище Кулишки близ Москва-реки на краю дороги, по которой отправлялись московские полки в сторону Коломны на поле Куликово. Храм освятили в честь всех святых, потому что каждый погибший герой был наречен именем своего небесного покровителя, а в сражении пали многие тысячи, и не было никакой возможности упомянуть всех. Свершилось это в 1380 году.

Предполагают, что, возможно, храм-памятник было решено возвести на месте другого, достаточно древнего, но к тому времени обветшавшего деревянного храма.

Вокруг Всехсвятского храма в дубовых колодах с почестями были похоронены воины, павшие в Куликовской битве, и тела которых были отправлены в Москву, а также умершие от ран на обратном пути в столицу.

Деревянная постройка храма 1380 года не дошла до наших дней. Фрагменты этого первоначального деревянного храма вместе с захоронениями XV-XVI веков были обнаружены при археологических раскопках 1978-1979 гг.

Письменные источники упоминают о Всехсвятском храме с 1488 г., и по весьма скорбному случаю. Летописец описывает сильнейший пожар в Москве:

«…на девятом часу дни загорелася церковь Благовещение на Болоте, и оттого погорело от города до Кулишки, мало не до Всех Святых…».

Деревянный храм неоднократно горел в пожарах 1493 г. и 1547 г.

В житии святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси (ок. 1482 – 1563 гг.),  упоминается следующий любопытный случай. Од­на­жды в Успен­ском со­бо­ре по­сле ве­чер­не­го богослу­же­ния некто «вра­жьим на­уче­ни­ем умыс­ли кра­жу со­тво­ри­ти», но неви­ди­мой си­лой был удер­жан и не смог это­го сде­лать. Утром несостоявшегося вора об­на­ру­жи­ли. Сообщили мит­ро­по­литу Ма­ка­рию. Зем­ские судьи хо­те­ли по за­ко­ну су­дить пре­ступ­ни­ка, но свя­ти­тель по­ве­лел от­пу­стить его и по­слал цер­ков­но­го сто­ро­жа про­во­дить «та­тя» в без­опас­ное ме­сто.

При­дя на Ку­лиш­ки, к храму Всех свя­тых, тот стал хо­дить там с неисто­вым ви­дом и вско­ре умер. Неко­то­рые роп­та­ли на мит­ро­по­ли­та за то, что во­ра от­пу­сти­ли без­на­ка­зан­но, но свя­ти­тель не до­са­до­вал на них, а те­ло умер­ше­го по­ве­лел пре­дать по­гре­бе­нию.

Храм Всех святых – воплощение торжества русского зодчества и вечной памяти погибших во славу нашего Отечества. Это первый храм-памятник боевой славе русского воинства!

* * * 

Всехсвятский храм расположен к востоку от исторического центра Москвы – Кремля, вдоль древней дороги (линия современных улиц Варварки-Солянки), связывающей Москву с Владимиром, Рязанью и Коломной. Он стоит близ так называемого Васильевского луга, располагавшегося при впадении р. Яузы в Москва-реку. Этот луг, а также прилегающие к нему земли в древнее время назывались Кулишками или Кулижками. Кулижками (Кулигами) на древнерусском языке назывались участки земли по берегам рек, близ излучин, которые использовали для сенокоса.


Местность эта примечательна еще и тем, что вблизи нее находился древний московский торг, который существовал еще до возникновения Московского Кремля, а, возможно, и в дохристианскую эпоху. Древние поселения, располагавшиеся на территории современного города Москвы (находившиеся в Заяузье, Заречье и Зарядье) по берегам рек Москвы и Яузы, обслуживали переправу на торговом пути «из варяг в греки». Удобная переправа-брод была известна издревле и находилась в месте впадения реки Яузы в Москва-реку, поскольку обе реки здесь были неширокими и мелкими.