Заказные поминовения
Храм Всех святых на Кулишках, г. Москва, Славянская площадь, д. 2
+7 (495) 623-75-66 hramkulishki@yandex.ru
Храм открыт ежедневно с 8.00 до 20.00 (в воскресенье с 8.00 до 18.00)

Жизнь подворья

Воскресные пастырские беседы

Мы все нуждаемся в теплом общении, семейственности, которые помогли бы нам преодолеть разобщённость и одиночество.

Узнать больше о церковной жизни, быть ближе к священнослужителям и друг к другу призван помочь новый приходской проект – Воскресные пастырские беседы.

По воскресным дням после окончания Божественной литургии, молебна и литии (в 11:30) в золотой гостиной Духовно-просветительского центра за чашкой чая и в тёплой атмосфере общения проходят встречи со священнослужителями нашего храма.

Беседы посвящены богословским, богослужебным и церковно-историческим темам, вопросам христианской нравственности.

Приглашаем наших дорогих прихожан присоединиться к общению, пополнить свои знания о Церкви, обогатить опыт духовной жизни.

Анонсы предстоящих встреч мы будем публиковать на главной странице сайта в разделе «Объявления», а также в наших официальных социальных сетях (Instagram, Facebook и ВКонтакте).

Присоединяйтесь к нам! Мы всегда вам рады!


17.10.2021

Воскресная пастырская беседа: о духовной прелести

Воскресная пастырская беседа: о духовной прелести

В воскресенье, 17 октября 2021 года, в Духовно-просветительском центре храма Всех святых на Кулишках пастырскую беседу, посвящённую теме духовной прелести, провел клирик Всехсвятского храма священник Александр Романюк.

На пути духовного совершенствования христианина подстерегает множество опасностей. Одна из них – духовная прелесть. «Прелесть есть, - писал святитель Игнатий (Брянчанинов), - усвоение человеком лжи, принятой им за истину. Прелесть действует первоначально на образ мыслей; будучи принята и извратив образ мыслей, она немедленно сообщается сердцу, извращает сердечные ощущения; овладев сущностью человека, она разливается на всю деятельность его... Состояние прелести есть состояние погибели или вечной смерти». Слово «прелесть» как нельзя лучше отражает состояние заражённого ей человека: он обманут, прельщен. Предпосылкой развития духовной прелести у христианина является гордость. Святые отцы говорят о двух основных видах прелести, различающихся по причине своего возникновения и внешним проявлениям. Прелесть первого рода возникает из-за того, что человек во время молитвы не старается сохранить свой ум безвидным, а, напротив, предается различным мечтаниям: представляет Спасителя, ангелов и другие подобные образы. Как правило, такой человек хочет видеть Божественные видения и считает себя достойным для этого. К этим фантазиям не замедляет присоединиться и бесовское воздействие. Мечтатель начинает видеть телесными очами явления из мира духовного: темные духи, обманывая его, предстают перед ним в виде светлых ангелов или святых. Нередко такой прельщенный, находясь под бесовским воздействием, начинает «пророчествовать», а духовно неопытные люди принимают его за настоящего святого. Пример этого мы видим в жизнеописании преподобного Никиты, епископа Новгородского, который в начале своего духовного пути подвергался впадению в прелесть. Прелесть второго рода в аскетической литературе именуется «мнением». Чаще всего она возникает из-за несвоевременного стремления человека к высоким благодатным ощущениям на молитве. Однако сердце, не очищенное от греховных страстей, неспособно к таким наслаждениям. Усиливаясь обрести их, подвижник принимает ложные ощущения своего сердца за благодатные духовные состояния, бывшие у великих святых. Соответственно, и сам прельщённый начинает считать себя человеком высокой духовной жизни (сочиняет о себе «мнение»). Горькими плодами такого обольщения являются возрастание в гордости,  превозношение перед ближними и презрение их.

Духовная прелесть тяжело поддается  исправлению, ведь зараженный ею человек из-за своей гордости не считает нужным прислушиваться к окружающим. Как же нам сохранить себя от этого опасного духовного состояния? Важно помнить, что как страсть гордости является причиной прелести, так добродетель смирения оберегает нас от неё. В основу своего духовного делания христианин должен полагать только покаяние, считая себя недостойным высоких духовных видений и ощущений. «Да будет наша молитва, - сказал один великий святой, - проникнута чувством покаяния, да совокупится он с плачем, и прелесть никогда не воздействует на нас».

© Фотографии с Воскресной пастырской беседы в храме Всех святых на Кулишках от 17.10.2021